Общественный контроль госзакупок и предполагаемые полномочия общественных организаций (СРО и профсоюзов)

Новости - Новости

Наверное, сегодня трудно назвать отрасль, в которой бы в той или иной мере не наблюдался бы произвол государственных структур в размещении государственных заказов. Отдельными правозащитниками сегодня создаются специализированные порталы, сотрудники которых главным образом занимаются тем, что восстанавливают справедливость путем признания определенных госзаказов недействительными, несоответствующими требованиям законодательства и пр.

Оценочная деятельность также не является исключением. С каждым днем недовольство оценочных организаций растет, поскольку сегодня государственными структурами при размещении заказов на оценку муниципального имущества, оценку арестованного имущества и пр. иногда выставляются начальные цены контрактов, никоим образом не сопоставимые даже с себестоимостью работ по оценке (они гораздо ниже себестоимости). При этом, в процессе торгов эта сумма снижается в соответствии с условиями контакта. Логично, что при подобном развитии событий, недовольных оценщиков становится все больше.

В связи с этим, профсоюз оценочных организаций направил в Минэнономразвития  предложения по общественному контролю госзакупок. Его суть сводится к тому, что профсоюзы а также СРО, оценщиков могут подать иск в суд на гос.органы, в случае, если будет выявлено нарушение законодательства при размещении заказов. Важным является то, что Минэкономразвития внесло эту поправку в законопроект о Федеральной контрактной системе  В случае принятия подобной поправки право подать в суд получат и не участвующие в торгах организации, желающие оспорить условия их проведения или результаты.

Ожидается, что указанный законопроект после согласования в необходимых инстанциях отправят в конце мая в правительство.

Отрадной является текущая позиция государственных органов, которые соглашаются с тем, что профсоюз как орган, обобщающий интересы оценщиков будет выражать  в суде (в случае необходимости) мнение не только конкретных организаций, но и также в некоторой степени защищать интересы потребителей оценки. Ведь в текущей ситуации, потребители услуг по оценке ущемляются в основном в связи с низким качеством отчетов об оценке, которые согласно многим госзаказам должны составляться не только за минимальное вознаграждение, но и в сроки, за которые практически невозможно сформировать качественный, полноценный и соответствующий требованию законодательства отчет.

В связи с этим профсоюз несколько конкретизировал свою позицию и предложил разрешить возможность отстаивания в суде интересов обычных людей общественными организациями путем подачи исков в защиту неограниченного круга лиц.

Некоторые оценщики считают, что подобное изменение открывает новые границы в понимании явления «общественного контроля», поскольку общественность, пожалуй, впервые имеет шанс получить реальные возможности контроля в области госзакупок, что в свою очередь сможет  сопутствовать развитию общественной инициативы в области контроля над госзаказами