Оценка малого бизнеса

Оценка малого бизнеса должна выполняться периодически. При этом абсолютно не важно, продаете или покупаете Вы его. Периодическая оценка малого бизнеса кроме всего прочего нужна для того, чтобы определить истинное положение дел на предприятии.

                  Сравнительная (рыночная) оценка малого бизнеса

     Сравнительный подход предполагает, что ценность активов предприятия определяется тем, за какую сумму они при наличии сформированного финансового рынка могут быть проданы. Другими словами, самой вероятной стоимостью оцениваемого предприятия может выступать настоящая цена продажи аналогичной фирмы, которая уже была зафиксирована рынком.

    Следует отметить, что такой подход слишком приблизителен, поскольку он оперирует больше расценками фондового рынка. При этом базой для расчета выступают финансовые результаты, достигнутые в прошлом. То есть в данном случае не учитывается потенциал и реальные перспективы развития предприятия. Кроме всего прочего стоит заметить, что важным условием использования этого метода выступает наличие информации по большому количеству схожих фирм, отобранных в виде аналогов. Безусловно, получение подобной информации является весьма сложным процессом.

      Оценка малого бизнеса по затратам

    Данный метод базируется на принципе: «чем предприятие владеет, столько же составляет и её стоимость». Кроме этого обязательно необходимо учесть прибыль, которую желает получить собственник бизнеса сверх вложенных средств. Но тут существуют определенные проблемы. Цена основных средств (оборудования, автомобиля и т.д.) по причине начисленной амортизации не всегда правильно отражает рыночную стоимость.  Данный метод, как и рассмотренный выше, не учитывает перспектив развития и применяется в большинстве своём для компаний, которые владеют большими активами.

      Оценка малого бизнеса по доходам

   Этот метод, по мнению экспертов самый надежный и точный. Однако при этом он является и достаточно сложным. В данном случае за основу берутся доходы предприятия в будущем. Для того чтобы их правильно посчитать применяется дисконтирование по норме доходности, которое отражает наиболее присущие именно малому бизнесу риски. В данном случае, чем они выше, тем соответственно выше ставка дисконтирования и ниже итоговая стоимость.

     Главный элемент расчета – это чистый денежный поток, умножаемый на инвестированный капитал. Денежный поток представляет собой доход, который остаётся в руках собственников после выплаты налогов, а также необходимых для поддержания успешной деятельности инвестиций. Данный показатель часто называют предпринимательским доходом. Следует отметить, что будущие денежные потоки надо тщательно спрогнозировать, учтя при этом все потенциальные изменения на рынке и непосредственно в самой организации. Обращаем внимание, что наиболее важна точность данных прогнозов для небольших предприятий. Безусловно, в этой статье мы рассмотрели только основные особенности данных методов.