Всеобщий налог на недвижимость

В России решение фундаментальных проблем экономики и налогообложения, как правило, затягивается до такого момента, когда уже непринятие мер может обернуться большими неприятностями.

История с метаниями чиновников по поводу введения налога на недвижимость относится как раз к разряду подобных ситуаций. Если внимательно присмотреться к тому, как проводится подготовка к введению налога, то можно заметить, что до сих пор власть не может определиться есть ли необходимость во введении налога.

Дело в том, что в условиях Российской действительности, введение налога на недвижимость должно рассматриваться как положительная мера только при соблюдении определенных условий:

-сам налог на недвижимость не может представлять собой какую-либо фиксированную величину. Он должен в обязательном порядке устанавливаться в зависимости от рыночной стоимости имущества, в отношении которого он вводится.

-определение стоимости имущества должно проводиться независимыми оценщиками, которые в обязательном порядке должны быть осведомлены об особенностях локальных рынков недвижимости

-методика, в соответствии с которой определяется стоимость объекта налогообложения, должна быть прозрачной и доступной для понимания налогоплательщикам

-необходима определенная инфраструктура для оценки, а именно, должны быть доступны цены сделок с недвижимостью

-расходование поступлений от налога должны расходоваться на улучшение местной инфраструктуры

-контроль над статьями расхода поступлений налога, должен быть доступен налогоплательщикам.

Это минимальный набор требований, которые должны выполняться для того, чтобы налог выполнял свои функции. Так, в идеале, собственники имущества, выплачивая налоги, могли ощущать то, что они «возвращаются» к ним в виде улучшенной городской инфраструктуры (инженерных сетей, благоустройства улиц). То есть, это налог должен быть своего рода инвестициями собственников в повышение рыночной стоимости своей недвижимости. Если же такое условие выполняться не будет, то налог не сможет выполнять функцию развития территорий и будет, лишь очередной финансовой ношей, от которой логично захочется уклониться.

При прочих равных условиях необходимо заметить, что, скорее всего, если бы сегодня государству не требовалось найти источник содержания местных бюджетов, поскольку финансировать их из федерального становится с каждым годом все труднее.

Именно поэтому возникла необходимость формирования определенной альтернативной схемы содержания местных бюджетов.

Печально то, что чиновники заявляют, что методика массовой оценки недвижимости для таких целей будет создаваться на основе тестирования пилотных областей. Причем никто не раскрывает детали, а именно то, что будет представлять эта методика и соответственно, до сих пор остается неясным то, каким образом эта методика будет влиять на кадастровую стоимость объектов (будет ли она завышена или корректна)