Различия между оценкой бизнеса в России и за рубежом

На первый взгляд, некоторым может показаться, что вопрос о том, есть ли различия между оценкой бизнеса в России и за рубежом очевиден, особенно если знать, что вся оценочная деятельность построена на определенных, базовых экономических концепциях. Поэтому, не сильно вдаваясь в нюансы определения  рыночной стоимости предприятий, можно сказать, что разницы нет. Бизнес, что в России, что за рубежом это некий актив, который приносит своему владельцу определенный уровень прибыли. И так происходит везде, значит и методика его оценки в целом не должна различаться.

Но если мы посмотрим на этот вопрос с позиции Российской оценки, то можно сказать, что Российские оценщики сталкиваются с массой нюансов при определении рыночной стоимости подобных объектов.

Сразу следует отметить, что как и применительно к другим видам объектов оценки, вся методологическая база определения стоимости бизнеса была сформирована за рубежом, соответственно, она основывалась на практическом западном опыте.

Именно из-за этого возникает первое препятствие к возможности экстраполяции методологии оценки бизнеса в российскую оценочную отрасль.

Кроме этого, многими исследователями, профессионально занимающимися этим вопросом, замечается, что основной рынок для оценки бизнеса за границей складывается из малых компаний и семейного бизнеса. В России же, напротив, оценка предприятия в большинстве случаев требуется для крупных организаций. Этот факт формирует такой парадокс как применение методик, разработанных зарубежными авторами для малых предприятий на значительно более крупные.

Очевидно, что такая концепция изначально неверна.

Если обращать внимание на более частные вопросы, то можно говорить о принципиальном различии в возможности применения подходов. Так, зарубежная литература опирается на то, что в оценке бизнеса основополагающим является сравнительный подход. Это связано с тем, что за рубежом рынок купли-продажи бизнеса организован, развит, в достаточной степени регламентирован и предсказуем. Чего никак нельзя сказать о Российской действительности. В таких условиях, базовым становится затратный подход, реже доходный.

Еще немного углубляясь в подходы, с помощью которых считается стоимость бизнеса можно сказать, что  затратный подход, в том виде, в котором он изложен в базовой переводной литературе по оценочной деятельности уже практически не применяется на западе.

Причиной является то, что там отходят от понимания предприятия в качестве совокупности активов, формируемых определенной материальной базой, которая генерирует доход. Поскольку сегодня для многих предприятий  материальная база не является определяющим фактором в стоимости (что особенно актуально для интернет-коммерции), бизнес в этой связи рассматривается как один, самостоятельный актив.

Также, к различиям, увеличивающим провал между российской и западной оценкой можно отнести и то, что общий уровень и темпы экономического развития  в России делают прогнозы относительно будущих потоков доходов, стоимости продукции, производством которой занимаются предприятия, довольно сомнительными и не всегда реально сбывающимися. А если учитывать, что прогнозирование является отправной точкой в применении доходного подхода, то и стоимость, полученная с применением неких прогнозных величин, не может рассматриваться как однозначная.

Другое дело, когда рынок предсказуем и организован. В таком случае рыночная информация подкрепляется не только  неким текущим состоянием, но и ретроспективным анализом.

Кроме перечисленного, можно говорить о многих более частных проблемах в Российской оценке. Но все они, так или иначе, связаны с общеэкономической и общетеоретической ассиметрией, что говорит далеко не в пользу отечественных специалистов.