О концептуальных основах оценки бизнеса

У собственников многих предприятий вопрос о том, каким образом оценить инвестиционную привлекательность организации по-прежнему остается актуальным вне зависимости от того, что сегодня можно найти бесчисленное количество различных методик оценки, рекомендаций. Во многом, корень проблемы связан с тем, что упомянутые методики в большинстве своем являются производными от традиционных западных алгоритмов и не всегда в полной мере могут быть применимы в российской практике.

В таких условиях, когда собственник  или заинтересованное лицо не в состоянии самостоятельно определить инвестиционную привлекательность бизнеса ( выражаемую в его стоимости) возникает необходимость обращения к услугам независимого оценщика.

Но оценщик, в действительности, не может придумать что-то новое для того, чтобы определить стоимость бизнеса. Весь его инструментарий базируется на общедоступных теоретических положениях статистики, математики и экономического анализа.

В соответствии с международными стандартами оценки и общетеоретическими положениями оценочной деятельности, для определения стоимости бизнеса выделяются три подхода: сравнительный, затратный и доходный подходы.

По аналогии с любыми другими объектами оценки, бизнес в разрезе трех этих позиций, рассматривается  по-разному, что и обеспечивает точность результата. Предполагается, что стоимость предприятия, определенная тремя подходами будет гораздо более достоверна, чем стоимость бизнеса, рассчитанная на основе применения только одного подхода.

Но, на практике, очень редко можно встретить такие предприятия, которые поддавались бы оценке одновременно двумя подходами.

Исходя из этого, полезно в самом общем виде охарактеризовать три концепции оценки бизнеса, применяемые сегодня оценщиками.

Все методы, которые основаны на предсказании будущего состояния предприятия объединяются в доходный подход. Они построены на соотнесении ценности оцениваемого предприятия с текущей ценностью будущих денежных поступлений, относимых на данный актив. Основной метод, который используется многими оценщиками в рамках доходного подхода- метод дисконтирования денежного потока.

Все методы, которые основаны на  анализе настоящей ситуации объединяются в  сравнительный подход. Они определяют ценность предприятия на основании сопоставления со сходными предприятиями, для которых уже известна цена на рынке.

И, наконец, третья группа методов, основанная на рассмотрении «прошлого» объединяется в затратный подход. Ценность предприятия измеряется на основе затрат, произведенных в прошлом на создание предприятия и переведенных в актуальные цены.

Таким образом, при применении всех трех этих методов, оценщик в своем роде моделирует развитие предприятия не только в разрезе сегодняшнего дня, но и также с позиций прошлого и настоящего.