Определение таможенной стоимости товаров независимым оценщиком

Оценочная деятельность в России по многим причинам может быть признана как отрасль, находящаяся на начальной стадии развития. Дело в том, что перед оценщиком порой ставятся такие задачи, которые согласно федеральным стандартам оценки вообще не относятся к его компетенции.

Так, в частности при определении стоимости имущества (товаров) для таможни в соответствии с законодательством, регулирующим таможенную деятельность, должна определяться таможенная стоимость товаров. И нередко с подобными оценками обращаются к оценщикам.

Но в то же время, федеральные стандарты оценки и федеральный закон об оценочной деятельности устанавливают, что оценщиком могут определяться только четыре вида стоимости: рыночная, ликвидационная, инвестиционная и кадастровая. В силу того, что никакая из стоимостей исходя из их концептуального понимания, не отражает суть таможенной стоимости как рыночная, то, пожалуй, следует полагать, что при возникновении необходимости подобной оценки, специалистом должна быть определена именно эта стоимость.

Из этого следует, что номинально оценщик вообще не имеет право оценивать подобный вид стоимости. Но, как бы это удивительно не казалось, при проведении работ по оценке на основании запросов Федеральной таможенной службы часто оценивается именно таможенная стоимость. Кроме того, она достаточно часто определяется по запросам специальных служб и судебных органов.

При этом нельзя не отметить такой факт, что в текущем российском законодательстве отсутствует четко определенный термин «таможенная стоимость товаров», отсутствует он и в основном законе, регулирующем таможенные тарифы и в налоговом кодексе.

Но у таможенной службы имеются определенные методические рекомендации, на основании которых они и определяют таможенную стоимость

Исходя из указанного в законе о таможенных тарифах, стоимость имущества определяется следующими методами:

  • ·          резервным методом
  • ·          сделки с ввозимым товаром
  • ·          на основании стоимости с идентичным товаром
  • ·          методом вычитания
  • ·          на основании стоимости сделки с однородным товаром
  • ·          методом сложения

Исключение составляют случаи, когда таможенные органы не могут самостоятельно определить стоимость товаров. Именно в таком случае таможенная стоимость определяется оценщиком подходами и методами, предусмотренными  ФЗ «Об оценочной деятельности» но в обязательном порядке с учетом специфики подобных товаров. Дело в том, что оценка может требоваться в самых различных случаях, в том числе и при возникновении споров. А это, в свою очередь, означает, что при оценке таможенной стоимости товаров оценщику для начала следует в обязательном порядке разобраться с тем, а что же понимается под необходимой к определению стоимостью. Быть может, заказчику в действительности требуется рыночная, а не таможенная стоимость.

Но, в любом случае, при возникновении необходимости подобной оценки, следует учитывать все возможные последствия потенциальной оценки, поскольку все же, отчет об определении таможенной стоимости не может подпадать под действие законодательства об оценочной деятельности в полной мере.