Работа оценщика: заблуждения и реалии

Сегодня очень четко можно наблюдать тенденцию постоянного нарастания в учебных заведениях всевозможных специальностей, связанных с оценочной деятельностью. Безусловно, с коммерческой точки зрения, наличие разнообразия в предложении обуславливается тем, что растущий спрос на обучение по подобным специальностям должен быть удовлетворен.

Но нельзя также забывать и о потребностях рынка труда в потоке новых кадров и о специфике оценочной деятельности. Ведь если предпринять попытку разобраться в соотношении потребностей оценочных компаний в специалистах и их количестве, то будет отчетливо видно, что большинство выпускников с образованием в области оценочной деятельности, не работают по специальности. Почему?

При наличии такой явной асимметрии рынка труда, следует развеять некоторые заблуждения и отметить реалии работы оценщика.

Заблуждение 1. Итак, в первую очередь хочется отметить внимание на том, что даже при наличии большого спроса на обучение по специальности «оценщик», при том, что оценочная деятельность в России существует не год и не два, и даже не десятилетие, у большинства людей отсутствует понимание того, чем же все таки занимается оценщик. На самом деле его основной задачей является определение различных видов стоимости для самых разнообразных видов имущества.

Заблуждение 2. Достаточно весомое количество людей, являющихся потенциальными пользователями услуг по оценке и имеющими представление о профессии оценщика, уверены, что эти специалисты проводят анализ объекта с целью подтверждения той стоимости, на которую рассчитывает заказчик. При этом у оценщика, якобы, никоим образом не рискует, «написав» ту или иную стоимость для оцениваемого объекта. В действительности, оценщик является НЕЗАВИСИМЫМ субъектом рынка консалтинговых услуг. Его задачей является формирование субъективного суждения о стоимости, а не подтверждение ожиданий кого-либо из заинтересованных сторон. Кроме того, он несет имущественную ответственность за результаты своей деятельности, а следовательно, постоянно подвержен финансовым рискам.

Заблуждение 3. «В своей деятельности оценщик неподконтролен никому, кроме своего непосредственного руководства и результаты его деятельности проверке не подвергаются».

На самом деле, для того чтобы стать полноценным оценщиком, не достаточно просто иметь диплом о соответствующем образовании. Для этого  в обязательном порядке нужно стать членом саморегулируемой организации и застраховать свою профессиональную ответственность. После этого, вся деятельность оценщика происходит под контролем структурных подразделений саморегулируемой организации и в соответствии с принятыми в ней стандартами. В случае нарушения установленных норм и правил к оценщику применяются дисциплинарные взыскания, а в определенных случаях даже возможно возбуждение дел в суде. Также, весь процесс членства в саморегулируемой организации и отношения со страховой компанией сопровождаются уплатой обязательных премий и взносов.

Заблуждение 4. «Оценщик - универсальный специалист и может оценивать абсолютно любые виды имущества». Полностью опровергнуть подобное суждение, конечно же, нельзя. Но даже на примере того, что в мировой экономике в эпоху первоначального накопления капитала был достигнут неимоверный рывок с введением разделения труда, можно судить о том, что один специалист не может быть хорош во всем. Тем более если учитывать, что для каждого сегмента оценочной деятельности существует масса нюансов и динамично обновляющихся аспектов, можно с уверенностью сказать, что качественно объять все грани оценочной деятельности невозможно физически.

Заблуждение 5. «Спрос на оценщиков столь же динамичен, сколь и спрос на услуги оценщиков».

В нынешних условиях, когда саморегулируемые организации находятся близко к тому, чтобы существенно усложнить процедуру превращения лица с дипломом оценщика в специалиста по оценке, время и материальные затраты, необходимые для того, чтобы стать подобным специалистом, значительно увеличивается. А это значит, что человек, вложивший в свое обучение и процедуру аттестации определенные затраты, будет безусловно ожидать определенной отдачи от работодателя (в виде заработной платы). Но даже при том, что процедуру вступления в ряды оценщиков планируют значительно усложнить, в отсутствии практики, любой начинающий оценщик для работодателя значительно менее полезен, чем человек с опытом. В таких условиях, большинство работодателей следуют практике «переманивания» сотрудников, нежели обучения и вкладывания инвестиций в человеческий капитал молодого специалиста. Эта цепочка явлений четко говорит о том, что реальный спрос на поделенном рынке оценочных услуг значительно ниже, чем формируемое учебными заведениями предложение.

Перечисленные  соотношения реалий и заблуждений в части работы оценщика на самом деле лежат на поверхности. А это значит, что помимо них существует еще огромное количество более частных вопросов. Но их рассмотрение нецелесообразно даже начинать, не будучи осведомленным о таких важных вопросах, как те, которые были описаны.